Написать письмо Поиск
КоньТекст АрхивПоиск

De pluribus unum* или О странностях любви

Когда эсэсовцы в Киеве пришли за евреями на Гоголевскую,
нашлось немало тех, кто кричал: «А у них еще родня есть на Прорезной!»
Когда в Киев вернулись наши, те же люди громче все орали:
«А вот фашистская подстилка!»
Они всегда с победителями…



Событие, которое едва ли не встало вровень с нашей оглушительной феерической серией побед и вызвало не меньше откликов – разборки болельщиков по принципу «процента конистости», месту проживания, генеалогии и пр. – заставило меня попытаться проанализировать это явление со своей стороны. Я не хочу думать, что в голову кому бы то ни было на сайте могла прийти идея «апартхейда» – сегрегации болельщиков ЦСКА, а пафос «Урока географии» я склонен приписать нарастающему ощущению того, что стальные шеренги твердокаменных апологетов команды будут вот-вот смяты волнами «пены», тех, кто всегда с победителями. На эти опасения я могу только пессимистически заметить, что так оно, скорее всего, и будет. Революции готовят идеалисты, делают прагматики, а пользуются их плодами – проходимцы… Это естественный ход вещей, а там, «где ты ничего не можешь, ты не должен ничего и хотеть». Можно только послать таких и не видеть их в упор…

И все-таки набегающая пена не только наносит на берег кучи гниющего мусора, из нее, бывает, и Афродиты рождаются – те молодые, которые будут стоять в строю армейцев в дни будущих невзгод и удач. Будем уповать именно на это, и, кстати, армейские сайты должны бы сыграть в воспитании новых поколений особую роль именно вследствие своей демократичности и общедоступности. Молодые должны знать, что в нашей истории были не только моменты торжества, но и смутные времена, что быть болельщиком ЦСКА – не только кайф от побед, но и стойкость к трудностям и неудачам. Хотя с проверкой болельщиков на стойкость, кстати, можно и не спешить.

А пену смоет время.

И все-таки автору «Урока географии» может быть предъявлен упрек - он вторгся в такое зыбкое место, в которое вторгаться крайне опасно, потому что позитивный результат изначально сомнителен, а вот негативные последствия – необозримы. Что, собственно, резонанс статьи и подтвердил. Психология личности, а тем более социальная психология – это темный лес на уровне религиозно-мистических представлений, а, как известно, не было войн более жестоких, чем войны религиозные или идеологические. И отрицательная реакция числа читателей – экспериментальный факт, причем массивность ее настолько велика, что объяснения типа «вы плохо читали» – неудовлетворительны. «Чтой-то и в консерватории надо поправить…»

Любовь болельщиков к команде – дело строго индивидуальное, хотя часто и имеет какие-то общими черты. Для многих решающую роль сыграло военное прошлое или настоящее, для многих - запавшая в душу игра, семейные традиции или, наоборот, стремление противопоставить себя им… При этом боление именно за ЦСКА имеет свои особые исторические истоки и сформировало специфический корпус болельщиков.

Не знаю, как было до войны, но допускаю, что болели за нас красноармейцы и краснофлотцы, многие, может быть, и по обязанности. К сожалению, так получилось, что немногие довоенные болельщики смогли передать традицию следующему поколению… Но то, что я помню сам, - это эйфорию Победы, после которой каждый выживший мог считать себя счастливым. Двенадцать с лишком миллионов человек встретили день Победы в Действующей Армии, еще больше миллиона стояли на дальневосточных границах. А их семьи, а миллионы комиссованных, искалеченных, донашивающих армейские гимнастерки? Вся страна испытывала счастье, осознала собственное достоинство, испытывала гордость за свою армию, а, значит – и за себя.

Не менее важным было и то, как играла тогдашняя футбольная команда ЦДКА. Даже ничего не зная о Победе, в эту игру можно было влюбиться и за мощь и стойкость, которую олицетворяли Никаноров, Нырков, Кочетков и Гринин, и за высочайшую технику и интеллект Федотова, Боброва и Николаева.

Однако, дух победителей в народе, предназначенном для тупого нерассуждающего повиновения был неуместен, победителям быстро указали их место. История 52-го года с ЦДСА – частичка того процесса послевоенных репрессий против военных. Но именно тогда сложилась основа настоящего «хардкора» 50-х – 60-х годов: солдаты и дети Победы, умеющие радоваться каждому успеху и не сдающиеся в дни неудач. Такой истории нет ни у одного российского клуба, такой традиции нет и не может быть больше ни у кого!

Позднее рекрутирование армейских болельщиков стало больше походить на то, как формируются торсиды других команд, и все же отсвет событий старины ложился и на этот процесс. Думаю, заслуга в этом в значительной степени принадлежит именно послевоенному поколению болельщиков. И пусть теперь наша команда живет по тем же законам, что и прочие (и слава богу!), мы все равно поем песни, которые связывают наши поколения с теми, которые были Красной Армией.

А разнообразие армейских болельщиков еще с тех пор самое широкое, потому что бойцы Победы рассеялись по всей стране, а теперь уже и по странам. Поэтому-то и вызвал протест тезис «Урока географии»: «Все люди – шовинисты». Может быть в чем-то и так, хотя всю жизнь думал про себя иначе. Да, конечно, среди родных осин, на знакомых улицах, в компании хороших друзей чувствуешь себя и уверенней, и комфортней. Но и сопки Мурмана и Хасана мной лично воспринимаются как родные, и это не от великодержавности, а именно оттого, что там я встречал хороших людей, своих, готовых помочь и разделить с тобой последнюю цигарку. И там тоже есть болельщики ЦСКА, хотя бы потому, что и их отцы и деды воевали. Ведь на окраинах нашей Великой Империи служивого люда всегда было едва ли не больше, чем штатского. Никто не спорит, что поехать на выезд – доблесть, ну, а пригнать за литр спирта дизель из соседней части и полчаса крутить пускач, чтоб завелся, и можно было посмотреть хоккей дальневосточной ночью?

Да, хабаровскому или владивостокскому коню попасть на игру нашей команды, как верблюду пройти сквозь игольное ушко – нынче дешевле из Москвы в Париж, чем на Тихий океан. Хранить верность нашим цветам им нелегко, тяжелее, чем нам. Я уж не говорю о совсем экзотических персонажах: знакомых мне болельщиках ЦСКА, уроженцах славного города Киева. Трудно вообразить более высокий уровень нонконформизма, самоотверженности и просто личной храбрости. Я бывал на киевских трибунах и имею представление о том, что это такое. И вот, сейчас на нашем сайте появляются «мессаги» наших собратьев из разных украинских городов. Именно Интернет позволяет болельщикам во всем мире оставаться членами красно-синего братства, а мы, здешние, для них связующее звено с любимой командой. Тем более странно, что появилась попытка аттестовать их «вторым сортом». Потенциально, популяция болельщиков ЦСКА куда уже, чем нация, национальность, даже землячество, так зачем же сужать его еще больше?

А ведь вопрос о возможности «любви на расстоянии» элементарно решается, если от слов «любить ЦСКА» перейти к просто «любить». Люди, подолгу работавшие в экспедициях и командировках, понимают, что такое тоска по семье… и по футболу.

И формы боления не менее разнообразны, чем места, где болеют за ЦСКА. Есть выездюки, почет им и уважение, а есть люди, которые помнят протоколы игр нашей команды, ее игроков и тренеров с незапамятных времен, но с трудом могут вспомнить, когда они последний раз были на стадионе. Но чтобы осуждать людей, посвятивших немерянные интеллектуальные силы родной команде, надо быть, как минимум, не менее интеллектуальным. Есть люди, которым не позволяет ходить на стадион материальное положение, кому – семейные заботы, кому – здоровье, но вести о ЦСКА для них по-прежнему важнейшая часть жизни. И никто не может им сказать: «Ваша любовь – ненастоящая!»

Кстати о странностях любви… Мне тоже не все нравится в армейском фанатизме, но я лично позволяю себе резкости только в совершенно очевидных случаях: против расистских выпадов в отношении наших легионеров, против злокачественного «петардизма», из-за которого меня и других армейцев теперь не пустят на трибуны в первом матче следующего Кубка УЕФА. А уж если дать себе труд задуматься над буквальным смыслом лозунга «ОУКС!», не может не охватить содрогание – ну, никогда бы я не доверил самое дорогое совершенно посторонним, идеологически чуждым и просто несимпатичным мне людям. К тому же, в подавляющем своем большинстве они самцы, и моя гетеросексуальная ориентация решительно восстает против. И еще неизвестно, чистят ли они зубы…

А вот помалкиваю...

* В разнообразии – единство



еще
Итоги 4 тура H2H-турнира по фэнтези-футболу ЧР-2012/2013 в Лиге Red-Army Итоги 3 тура H2H-турнира по фэнтези-футболу ЧР-2012/2013 в Лиге Red-Army
Итоги 2 тура H2H-турнира по фэнтези-футболу ЧР-2012/2013 в Лиге Red-Army Итоги 1 тура H2H-турнира по фэнтези-футболу ЧР-2012/2013 в Лиге Red-Army
Н2Н-турнир по фэнтези-футболу в Лиге Red-Army ЧЕ на РА.Менеджер среднего звена-2
Автора на сцену
Ybs

Ybs
17.06.2005


Ваше мнение
Страница:предыдущая  1 | 2 | 3  следующая  || Всего сообщений (43)
Дэн
20.06.2005
18:19:29
Юрий Борисыч, низкий поклон за рукопись .
Денис. г.Киров.
chelya
20.06.2005
15:33:39
относительно ОУКСа....
У моего шефа (человека с докторской степенью, профессора, и преуспевающего бизнесмена, есичё, чтоб не подумали, что это какой-то начальник пятого котлового цеха шестой котельной девяносто восьмой теплоцентрали города Старопердищева) , к примеру, любимая призказка в момент удивления, возмущения и тому подобных тем: "Е**ть меня в уши!"... Если задуматься буквально над этим.... :))))
Харек
20.06.2005
13:23:56
Спасибо, хорошая статья.
Надо поддерживать болел ЦСКА, по возможности, во всех городах и странах, где бы они не были. В том числе и через интернет.

Крепите армейский интернационализм! Больше коней, хороших и разных.

А то так можно дойти до идиотизма: "Ты пробил последний выезд ЦСКА? НЕТ??!! Все, звиздец, ты - Кузьмич!!!!
Сапер
19.06.2005
09:14:55
Собственно , написанное ГАА достаточно расхожее в Столице мнение,
причем не только о футболе . Оно настолько же несообразно ,насколько
нелепы миниатюры Задорнова о тупых американцах .Если смотреть
по ТВ только "Дом" и т.д. о нас тоже мнение складывается однозначное.
Касательно боления .Болел за ЦСКА проживая в гарнизонах Украины, Камчатки и Приморья ,продолжаю болеть во Владивостоке .Инсенуации
на тему "чужие", даже не раздражают , они всегда были и всегда будут.
В основном это ,так с-кть болезни возраста и воспитания .
Уважаемый YBS ,на мой взгляд, попал в "яблочко" , спасибо .
Secundra Dass
18.06.2005
20:34:15
Статья была необходима хотя бы для того, чтобы разрядить обстановку.

Избито, но верно: "Любить надо ЦСКА в себе, а не себя в ЦСКА".
Valandil
18.06.2005
17:04:06
Спасибо Вам большое за статью...
ybs
18.06.2005
15:23:37
WO, 18.06.2005 15:13:52
По пункту первому - слишком многих "Урок географии" зацепил. Писалось "с позиции московского болельщика", т.е. косвенно и моей. А я, в силу бродячей биографии, к таким вещам чувствителен. И к шовинизму...

По второму. Ну, не Петтенкофер я... Хотя перерезал многозначное количество кошек, собак, лягушек и морских ежей, ОУКС все-таки вряд ли перетерпел бы... Уж лучше холеру себе привить, как упомянутый выше исследователь...

А так, конечно, тема диссертабельная, дерзайте...
WO
18.06.2005
15:13:52
Вообще, непонятно, почему личное мнение ГАА вызвало такую длительную и бурную реакию. Разделяет он на сорта армейских болельщиков по каким-то критериям, ну и ладно. Это личное мнение одного из болельщиков и не более того. Вот если бы Гинер, Газзаев или Семак такое написали - это был бы совсем другой коленкор. Я вот тоже имею свои критерии разделения суппортеров на сорта, ну и что?

По-поводу же ОУКСа автор не прав в корне.
Во-первых, являясь исследователем (тем более биологом), он должен знать, что не всякие процедуры приятны для экспериментатора. Скажем, препарирование. Или имплантирование электродов живой скотине. И т.д. В конце концов, экспериментаторы себя чумой и оспой заражали, чтобы лекарство проверить... Портреты Великих смотрят со стен кабинета на Вас осуждающе, ybs.
Во-вторых, исследование животворных качеств ОУКСа тянет минимум на нобелевку. Минимум. В реальности же это очевидный переворот в биологии. Луи Пастер нервно курит в сторонке. А Вы - "А может они зубы не чистят"... Детский сад прям какой-то.
Mihej
18.06.2005
09:27:12
Ога ога, еще о верности говорить. Стоит лишь поудмать каково мне было болельщику с трехлетним стажем с Латвии, когда у мяса Старков тренером стал! Вся Латвия начала болеть Спартаком.
Мы своим неизменяем
Благодарю за ОУКС))
ОУКС Старков!!=))
Uschkanov
18.06.2005
05:01:35
Особенности статей Юрий Борисыча.
Автор (Ybs), излагая свои мысли не "СУДИТ", а очень корректно и лаконично излагает свои мысли, при этом не навязывая своё мнение. Хладнокровный анализ событий, а не ............................................. . Традиционное :)))))))))))))))))))))))))
Geo
18.06.2005
02:20:51
Спасибо за статью, полностью согласен. Надеюсь, тема закрыта.
P.S. Отдельное спасибо за книжку, прочитал сам и отдал сыну, он тоже, естественно, за ЦСКА болеет. Очень увлекательно да и просто предаться ностальгии приятно было.
tobby
18.06.2005
02:12:34
Спасибо за статью, за то, что поставили одного деятеля пера на место. Я сам из близжайшего Подмосковья, но не имею возможности часто ездить на матчи, особенно сейчас, во время сессии. И статейка одного господина была для меня как удар бутылкой по голове. Оказывается, что я какой-то немощный, или неполноценный... леший, если хотите... Уж извените меня непутевого, однако, на моей улице не так часто переворачивается грузовик с помидорами, чтобы я имел возможность из своей, заполненной до отказа любимым институтом и другими неотложными делами жизни, выкраивать время для поездки на матч с участием ЦСКА, хотя в 2004 был на 15 матчах (включая 4-ЛЧ, СК России), в 2005 на 6-ти... И я не знаю, как неуважаемый автор "Географии" оценивал болельщиков, однако у меня такое чувство, что меня бы он оценил не очень высоко...
И последний штрих: у поросят болельщики по всей России (еще остались, и много!), и никто почему-то не пишет разгромные статьи а-ля "Москва для москвичей".
Еще раз спасибо автору, можно было бы написать более категорично, но и того что есть, более чем достаточно! Удачи в творчестве и дальше!
mix
18.06.2005
01:35:26
Спасибо за статью.
Что касается присутствия иногородних, по себе скажу, писать стал гораздо меньше. Боюсь раздражать благородных донов.
Канибал
18.06.2005
01:17:35
ЦСКА навсегда!!!
Болельщик из Словакии
fizik
17.06.2005
23:39:06
Юрий Борисовичу спасибо. Нормально задвинул особенно ртивых коней. А по-поводу ОУКС....так это Неотвратим. И не понимаю чего в этом плохого. Вы еще на другие русские народные ругательства посмотрите, и что все там надо так буквально воспринимать.
Леха
17.06.2005
21:33:11
2Mihej Неотвратим =)
ОУКС - Отсоси У Красно-Синих!!!
Спасибо за статью.
Mihej
17.06.2005
20:13:15
большое прибольшое спасибо. мы верим, любим и никогда не забудем Армейское общество, дружину!
поясните пожалуйста что такое лозунг ОУКС!
cj
17.06.2005
19:08:29
Да, статья очень созвучна мыслям, бродящим в моей голове в последнее время. "Есть люди, которым не позволяет ходить на стадион материальное положение, кому – семейные заботы, кому – здоровье, но вести о ЦСКА для них по-прежнему важнейшая часть жизни." - вот это самая правильная оценка болельщика ЦСКА. Да, я не был ни на одном матче ЦСКА "живьём", но, как и многие болельщики ЦСКА, сижу вечером после матча возле телевизора и щёлкаю, щёлкаю каналы с целью - узнать счёт. А потом, через час, два, а то и больше - опять щёлкаю - в надежде - вдруг где скажут, кто забил, как играли...
eltor
17.06.2005
18:22:11
Статья отличная!!!!!! Автору огромное спасибо!
Александр З.
17.06.2005
18:08:31
Полностью согласен с автором.
Кстати, пользуясь случаем, отдельно огромное спасибо за книгу. Прочитал буквально за пару дней, с огромным интересом и большим удовольствием.
Лис
17.06.2005
17:33:54
kosss, 17.06.2005 17:16:57

Я согласен с тобой....статью ГАА надо забыть...как будто её и не было....жаль только осадок остался....повторюсь .. нельзя было её публиковать...хотя...хм...мы узнали другую сторону...как понимают боление в Москве...да мы другие................
Игорь К.
17.06.2005
17:30:43
Спасибо .
kosss
17.06.2005
17:16:57
Лично для меня статья ГАА закрытая тема. И другим советую забить на эту ху..ю (статью)
По "De pluribus unum или О странностях любви" буду краток (работа еба..) :мне интересно было читать статью, как всегда.... Респект автору!


Grizzly
17.06.2005
16:45:50
Очень хорошая статья. Жаль только, что раньше не появилась.
AVK
17.06.2005
16:07:28
Достосйно.Умно.Красиво.
С Уважением...
igp
17.06.2005
15:04:10
Согласен!!!
Общение в Гостевой иногда напоминает свадьбу в деревне, где в одном углу целуются, во втором пьют, в третьем морду бьют, в четвертом кого-то тошнит, хоть это и жизнь, а молодым от всего этого х@@@во- у них же праздник и они рады были пообщаться со всеми.
По-моему надо быть терпимее друг к другу, к любимой команде на сайте и уж тем более на стадионе.
Сорри, я новичок на этом сайте, хоть и болею за Армию с детства (наследство отца).
Лис
17.06.2005
14:55:34
WOLF, 17.06.2005 12:51:47

Может вообще создать на сайте вторую гостевую для иногородних....пусть лучше больше московской пены, чем болел на периферии... надеюсь, что это один большой глум....жестокий глум....

Юрий Борисович...спасибо за статью...с уважением.....

Владивосток - Новосибирск




cska-cool-2005
17.06.2005
14:34:56
Не плохая сатья, комментарии тока времени нету оставить :))) Думаю простите :)))
MOBILNY
17.06.2005
14:30:30
Просто присоединяюсь к
WOLF, 17.06.2005 12:51:47
Не хотелось бы, чтобы ресурс превратился в междусобойчик нескольких снобов. Примеры подобного имеются...
PIN
17.06.2005
14:09:16
WOLF
5 человек из 100 не стоят такого внимания...
и зачем им что-то вправлять
ездят себе и ездят, никого не трогают
Ice_Drive
17.06.2005
13:32:48
Спасибо за интересную статью.
А ОУКС... ну негигиенично... но неотвратимо...
mozgovoj ribak
17.06.2005
13:06:49
За предпоследний параграф (И формы боления...) автору большая благодарность.
pogral
17.06.2005
12:55:11
Отличная статья!Если бы не стечение обстоятельств,мог бы остаться жить на Камчатке.Представляю,как бы негодовал по поводу"второго сорта"!
WOLF
17.06.2005
12:51:47
PIN
Саш... не видел? Это ты врешь... Понимаю твою позицию, но не надо передергивать.

Кстати, я вот месяц отсутствовал, как раз с момента, когда вышел шедевр под названием "Урок географии". Так вот "немосквичей" на гесте сильно поубавилось, в том числе тех, кого интересно было читать. Так что та статья была не просто бесполезной, но еще и вредной.

Или сайт РА превращается в место для общения узкого круга болельщиков? Тех, кто лично знаком между собой? Кто вместе пробивает? Но для этого есть телефоны... Непонятно... Это так можно просто перекрыть доступ всем "лишним". Или вежливо попросить... Объяснить этим "лишним", в том числе и мне, что их позиция и мессаги тут никому не интересны. Мы поймем и не будем донимать благородных донов...
Петр
17.06.2005
12:32:57
Хорошая статья.

Выскажу свое мнение по поводу пены. Ведь что подразумевается под этим понятием? Это новые люди, начавшие симпатизировать ЦСКА по каким то причинам, что же в этом плохого? Мне будет намного приятнее, если какой то взрослый человек скажет, что ему нравиться ЦСКА за красивую игру, или 16-летняя девчонка следит за нашим клубом из-зи симпатичного Игоря Акинфеева, или даже если кто-то пришел на стадион за компанию, потому что это модно в школе или на работе, чем эти же люди скажут, что потдерживают по схожим причинам другие клубы. Чем лучше будем играть, чем больше в команде хороших ребят, тем больше будет поклонников у ЦСКА, очень разны, пусть даже и пены. И надо, что бы она не смывалась, а наростала.
Алекс111
17.06.2005
12:22:17
Юрий Борисович, огромное спасибо за статью!!! Полностью разделяю!
EXQUEDO
17.06.2005
12:13:49
Пасиб за статью!

А ОУКС всётаки не стоит так конкретно воспринимать ))
Для меня это слово стало обычным существительным с растяжимым понятием.
PIN
17.06.2005
12:11:47
WOLF
хм... интересно увидеть на выезде молодняк, который на родительские денежки катается... очень
WOLF
17.06.2005
11:57:22
Юрий Борисович, огромное спасибо. Хотя статья и не вправит мозги молодняку, пробивающему выезда за папины и мамины денюжки, и считающиму себя главными болельщиками, которым позволено думать и говорить все, в противовес "Уроку географии" очень нужно и своевременно. Полность согласен. И ОУКС мне тоже совсем не нравится, я тоже правильной ориентации, и все время при упоминании данной фразы тоже представляю себе все буквально, противно становится аж жуть, бр-р-р-р, фу!
PIN
17.06.2005
11:46:06
последние 2-3 предложения - сильный глум :)

статья очень хорошая, более чем достойный ответ
причём ответ по своему качеству в разы лучше статьи нашего географа
Vladi
17.06.2005
11:22:53
Юрий Борисович, как всегда огромный респект, хорошая статья. Спасибо за то что вступились за тех кто далеко но душой всегда с командой. Будете в Киеве, буду рад поблагодарить лично.
Orkkh
17.06.2005
11:22:25
спасибо.
взвешенно и трезво. и правильно.
и еще - в конце статьи: новый взгляд на ОУКС :))
seer jay
17.06.2005
11:19:36
Сильная статья! В общем, как всегда. Большое спасибо, читать было очень интересно. Согласен с данной позицией на все 100.

Врагам сюда!
Публикация любых материалов сайта без ссылки на источник запрещена.